Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
При организации развивающей предметно-пространственной среды в группах комбинированной направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи) оформлены речевой и книжный уголки, подобран игровой и дидактический материал, направленный на развитие артикуляционной моторики и дыхания. Для развития мелкой моторики используются массажные валики, мячики, прищепки, трафареты, пальчиковые игры, различный материал для составления букв. Подобраны материалы по звукоподражанию (шумовые инструменты, звуковые коробочки, детские музыкальные инструменты), пособия для звукобуквенного анализа (схемы слова, звуковые дорожки, звуковая лесенка, альбомы по слоговой структуре слова, игры по лексике и грамматике, по развитию связной речи), пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки, предметные картинки, сюжетные картинки, различные виды театров, логопедические альбомы для автоматизации различных звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки, схема характеристики звуков, схема слова).
Созданная развивающая предметно-пространственная среда в группах комбинированной направленности обеспечивает возможность для проведения индивидуальной, фронтальной и подгрупповой логопедической работы.
Организованная развивающая предметно-пространственная среда на рабочем месте учителя-логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Наполнение развивающих уголков в группах комбинированной направленности и у учителя - логопеда соответствует изучаемой лексической теме, что создает дополнительную возможность для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии. У учителей-логопедов есть специальные технические средства обучения и дидактические пособия: зеркало с лампой дополнительного освещения, комплекты зондов для постановки звуков; шпатели; вата, марлевые салфетки; дыхательные тренажеры, пособия для развития дыхания. Для проведения диагностики детей используются логопедические альбомы для обследования звукопроизношения, фонетико-фонематической системы речи.
Объекты для проведения практических занятий
В МДОАУ "Детский сад № 13 Арбузёнок" оборудованы следующие помещения для проведения практических занятий с детьми, в том числе приспособленных для детей с тяжелыми нарушениями речи: музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет учителя - логопеда.
В МДОАУ "Детский сад № 13 Арбузёнок" оборудованы следующие объекты для проведения практических занятий с детьми и детьми с тяжелыми нарушениями речи, расположенными на территории: теневые навесы, спортивная площадка, "Тропа здоровья", огород, метеостанция, образовательные зоны "Подворье".
Библиотека
Библиотечный фонд дошкольного образовательного учреждения укомплектован печатными учебными изданиями, электронными учебными изданиями, методическими изданиями, периодическими изданиями для обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи и детей.
Функции библиотеки выполняет методический кабинет.
Спортивные объекты
Для обеспечения разнообразной двигательной активности детей с тяжелыми нарушениями речи в МДОАУ "Детский сад № 13 "Арбузёнок" оборудованы и функционируют следующие объекты спорта:
- Спортивный зал предназначенный для проведения утренней зарядки, занятий физической культурой, проведения спортивных праздников, развлечений и соревнований с участием родителей (законных представителей) воспитанников.
Зал оснащен мебелью, соответствующей требованиям, установленным техническими регламентами.
Для проведения физкультурно-оздоровительной работы, утренней гимнастики, занятий физической культурой и спортивных развлечений используется музыкальное сопровождение.
- На территории МДОАУ "Детский сад № 13 "Арбузёнок" располагается спортивная площадка, способствующая полноценному физическому развитию, укреплению здоровья ребенка и содействию всестороннего развитию его личности. Спортивная площадка предназначена для проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, спортивных и подвижных игр, досуговых мероприятий, праздников с воспитанниками.
- В группах оборудованы физкультурные уголки для проведения оздоровительно-профилактической работы, развития двигательной активности и физических качеств детей, расширения индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности.
Средства обучения и воспитания
Для осуществления образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи в МДОАУ "Детский сад № 13 Арбузёнок" используются различные средства обучения и воспитания:
- приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь - световые столы для рисования песком, обручи, скакалки, гимнастические обручи разной величины, флажки, мешочки для метания, гантели, тоннели, фит-бол, гимнастические ленты, мат, мешки для прыжков, волейбольная сетка, массажные мячи, мячи баскетбольные, набивные мячи, гимнастическая доска, кимнастические скамейки, дуги для подлезания, детский тренажер "Беговая дорожка", стойки для прыжков, батут с держателем, ;
- инструменты (в том числе музыкальные) - металлофон, барабан, треугольник, звуковысотные колокольчики, тарелки металлические, маракасы, губная гармошка, трещотки, ложки деревянные , скрипка, гитара, маракасы из бросового материала, бубенцы, балалайки, бубен, дудочки, погремушки, кастаньеты, детская гармонь.
- учебно-наглядные пособия - серия наглядно-дидактических пособий: «Грамматика в картинках»: «Словообразование», «Один-много», «Ударение», «Множественное число», картотека предметных картинок "Животные жарких и северных стран, животный мир океана", "Бытовая техника", "Школьные принадлежности", "Образный строй речи дошкольника (атрибутный словарь), "Веселая артикуляционная гимнастика", "Артикуляция звуков в графическом изображении", наглядно-дидактическое пособие "Развитие речи в детском саду для занятий с детьми 4-6 лет", "Рассказы по картинкам": "Весна", "Лето", "Осень", "Зима", "Родная природа", "Распорядок дня", "Летние виды спорта", "Профессии", "Курочка Ряба", "Колобок", "Репка", "Теремок", "Великая Отечественная война", "Защитники Отечества", "Логопедический альбом для обследования звукопроизношения", " Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи";
- аппаратно-программные и аудиовизуальные средства - проектор, экран, музыкальный центр, пианино, микрофоны, аудио подборка художественных произведений;
- печатные образовательные ресурсы необходимые для организации образовательной деятельности - комплект детских книг, энциклопедии, набор букв русского алфавита;
- иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности - дидактические и наглядные пособия для работы по исправлению речевых нарушений, магнитная доска.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Обеспечение доступа в здания детского сада лиц с ОВЗ Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" ФЗ-273 от 29.12.2012 (ред. от 29.12.2017) законодательно закрепляет принцип доступности образованиядля инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для обеспечения "равного доступа к образованию" для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в нашем детском саду созданы специальные условия, в т.ч. доступ в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ):
вход/выход для инвалидов и лиц с ОВЗ размещен с левой стороны от главного входа в здание детского сада, здание оснащено системой видеонаблюдения, пожарной сигнализацией, противопожарным оповещением, тревожной кнопкой безопасности.Пандус для инвалидов и лиц с ОВЗ оборудован на ступенях при подъеме на первый этаж здания.
Таким образом, в соответствии с законодательством, инвалидам и лицам с ОВЗ образовательной организацией созданы условия для беспрепятственного входа в здания детского сада и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории и в здании детского сада (при необходимости с помощью сотрудника детского сада )
Специальные условия питания
Разработанное 10-дневное меню недифферинцированно, так как дети с тяжелыми нарушениями речи не имеют ограничений в питании и питьевом режиме.
Питание детей в ДОУ осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
В детском саду общественное питание детей осуществляется посредством реализации основного (организованного) меню, включающего горячее питание, дополнительное питание (соки, напитки, питьевая вода).
При организации общественного питания детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании (при их наличии в детском саду), должны соблюдаться следующие требования:
1. Организация лечебного и диетического питания в соответствии с представленными родителями (законными представителями) ребенка назначениями лечащего врача.
Индивидуальное меню разрабатывает специалист-диетолог с учетом заболевания ребенка (по назначениям лечащего врача).
2. Выдача детям рационов питания осуществляется в соответствии с утвержденными индивидуальными меню, под контролем ответственных лиц, назначенных в организации.
3. Допускается употребление детьми готовых домашних блюд, предоставленных родителями детей, в обеденном зале или специально отведенных помещениях (местах), оборудованных столами и стульями, холодильником (в зависимости от количества питающихся в данной форме детей) для временного хранения готовых блюд и пищевой продукции, микроволновыми печами для разогрева блюд, условиями для мытья рук.
Специальные условия охраны здоровья
Медицинское обслуживание детей, в т.ч. детей с ОВЗ небольшой и средней тяжести, в детском саду осуществляется по договорй ГБУЗ г.Соль-Илецка.
- Для детей с тяжелыми нарушениями речи определен оптимальный режим учебных занятий. Для детей с тяжелыми нарушениями речи расписание занятий составлено с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности занятий. Учителя-логопеды организуют образовательную деятельность в группах комбинированной направленности для детей 5-6 лет и 6-7 лет. В группах комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в период с 1 по 15 сентября отводится время для сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения со всеми специалистами группы плана работы на учебный год. С третьей недели сентября начинаются логопедические занятия с детьми в группахкомбинированной направленности: 4 раза в неделю с детьми 5-6 лет – 1 час 40 минут и 4 раза в неделю с детьми 6-7 лет - 2 часа в неделю.
- Для организации и создания условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом предпринимаются профилактические меры по снижению заболеваемости у детей:
-
-соблюдение режима дня;
-ежедневные прогулки;
-снятие умственной усталости во время занятий (физминутки, релаксационные паузы, массаж ушных раковин);
-комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения, плоскостопия, осанки;
-наличие в групповых помещениях здоровьесберегающего оборудования (зрительные тренажеры, бактерицидные лампы);
-дыхательная гимнастика;
-ежедневное употребление салатов из свежих овощей, фруктов, сока;
-организация теплового и воздушного режима помещения;
-утренняя гимнастика;
-корригирующая гимнастика;
-физкультурные занятия;
-закаливание (ходьба босиком, обширное умывание, оптимальный двигательный режим);
-в холодное время года ходьба по массажным коврикам, в теплое время года - по "Тропе здоровья";
-мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ (употребление фитонцидов - лук, чеснок);
-использование в работе современных здоровьесберегающих технологий.
Доступ к информационным системам
В МДОАУ "Детский сад № 13 "Арбузёнок" с целью повышения качества дошкольного образования, а также для обеспечения эффективной социализации всех участников образовательных отношений в условиях информационного общества создано единое информационное пространство:
- электронная почта;
- 3 сетевых точек выхода в Интернет;
- обеспечена открытость и доступность размещения информации на фициальном сайте МДОАУ "Детский сад № 13 "Арбузёнок" в сети "Интернет".
Локальная сеть обеспечена доступом к сети Интернет со скоростью 1500 Кбит/сек по безлимитному тарифному плану. Оказание данных услуг осуществляется провайдером Ростелеком .
Электронные образовательные ресурсы
Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют
Специальные технические средства обучения
Технические средства отсутствуют
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе МДОАУ "Детский сад № 13 "Арбузёнок" - отсутствуют